Основные задачи ПМПК

 

  • своевременное выявление детей с проблемами в развитии, поведении и усвоении программного материала;
  • комплексная, всесторонняя диагностика нарушений в развитии ребенка и его резервных возможностей специалистами разного профиля: психологом, логопедом, дефектологом с учетом анамнеза и раннего развития ребенка;
  • определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с ОВЗ, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
  • подготовка рекомендаций, по оказанию детям с ОВЗ психолого-медико-педагогической помощи, подтверждение и изменение раннее данных рекомендаций;
  • консультирование родителей, педагогических, медицинских работников и других специалистов по вопросам воспитания, обучения, коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ и нарушениями поведения;
  • оказание информационной и методической помощи специалистам образовательных учреждений по работе с детьми, имеющими проблемы в развитии и здоровье;
  • участие в организационно-просветительской деятельности, направленной на повышение псхолого-педагогической культуры населения.

Специалисты ПМПК в своей деятельности руководствуются международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка: Федеральным законом "Об образовании в РФ", положением о Психолого-медико-педагогической комиссии, регламентом работы и другими решениями соответствующего органа управления образованием, с учетом прав родителей (законных представителей).

В течение года специалистами ПМПК обследуется в среднем 750 человек, из них 80% дети дошкольного возраста.

Ежегодно проводится экспресс-диагностика детей от 2 до 4 лет в дошкольных образовательных учреждениях, так как дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для коррекции имеющихся у ребенка проблем, и чем раньше выявляются проблемы у детей, тем больше времени есть у родителей и специалистов для того, чтобы оказать им помощь и поддержку.

В городе Магадане созданы определенные условия для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и школьного возраста. Это специализированные группы в ДОУ для детей с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития, группы кратковременного пребывания детей для детей со сложной структурой дефекта.

В некоторых школах открыты специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ОВЗ.

В городе имеется Центр образования, в котором созданы условиях для обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

Педагоги и родители (законные представители) должны понимать, что имеющиеся проблемы в развитии ребенка необходимо решать. Нужно осознавать, что лишь своевременная организация адекватных условий будет способствовать эффективному развитию индивидуальных возможностей ребенка и позволит более результативно подготовить его к следующему возрастному этапу в его жизни.

 

В ПМПК можно получить консультацию специалистов.

 

Учителя-логопеда – определение уровня речевого развития, приемов коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Педагога-психолога – диагностика уровня психического развития ребенка (мышление, внимание, восприятие, память), консультирование родителей, педагогов по вопросам особенностей психического развития ребенка, коррекции выявленных отклонений.

Учителя-дефектолога – установление усвоенного детьми объема знаний, умений, навыков; выявление трудностей, которые испытывают дети в процессе обучения; определение типа (вида) программы обучения; составление рекомендаций по выбору методов и приемов обучения.

Детского психиатра - выявление причин отклонений в развитии, назначение медикаментозного лечения, консультирование по вопросам, связанным с психическим здоровьем детей и подростков.

 

Организация работы  ПМПК

 

Комплексная диагностика ребенка на ПМПК проводится только с письменного согласия родителей (законных представителей) и в их присутствии, а так же по доверенности, представленной родителями (законными представителями) в присутствие другого взрослого.

Основанием для начала административной процедуры по приему и записи ребенка на ПМПК является личное (письменное заявление родителей и пакет документов.

Обследование ребенка в ПМПК осуществляется каждым специалистом поэтапно или несколькими специалистами одновременно, что определяется психолого-педагогическими задачами.

Среднее время обследования ребенка на ПМПК от 1 до 2-х астрономических часов.

По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК с учетом мнения каждого специалиста. Заключение является документом, подтверждающим право детей и обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии на обеспечение оптимальных условий для получения ими образования и коррекции нарушений развития.

В диагностически сложных случаях ребенок может быть приглашен на дополнительное обследование или направлен  в Центральную ПМПК.

Родители (законные представители) обязаны выполнять относящиеся к ним требования положения о ПМПК и регламента работы ПМПК.

Родители (законные представители) имеют право:

  • защищать законные права и интересы детей;
  • присутствовать при обследовании ребенка и участвовать в обсуждении рекомендаций специалистов.
  • обратиться в вышестоящую  ПМПК.

 

Перечень документов, предоставляемых в ПМПК

 

  • заявление (согласие ) родителей на обследование ребенка на ПМПК (
  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • заключения врачей (офтальмолога, отоларинголога, психиатра, невролога). При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка;
  • подробная медицинская выписка из истории развития ребенка  (или карта из поликлиники);
  • копия коллегиального заключения школьного психолого-педагогического консилиума (ППк), копии заключений специалистов ППк (представляются, только если ребенок обучается и/или воспитывается в образовательном учреждении);
  • педагогическое представление, педагогическая характеристика, заверенные руководителем образовательной организации (представляется только на воспитанника, обучающегося образовательного учреждения, составляется педагогами, непосредственно работающими с ребенком).
  • паспорт родителя (законного представителя) (предъявляется).

К документам прилагаются образцы письменных работ по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.