14:04 О постепенном внедрении ФГОС ДО в г. Магадане | |||
О некоторых результатах в организации работы в МДОУ города Магадана по реализации нового законодательства по образованию и постепенному переходу к внедрению ФГОС ДО В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» утвержден ФГОС ДО и признаны утратившими силу приказы МОиН РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Стандарт направлен на: · Повышение социального статуса дошкольного образования. · Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. · Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. · сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. В соответствии с целями определены задачи ФГОС ДО, образовательные области, по которым осуществляется развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с возрастом. Установлены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования требования: Важным моментом в ФГОС ДО можно отметить выделенные требования Стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Какие произойдут изменения в образовательном процессе в связи с введением ФГОС ДО:
В результате указанного выше изменяется социальный статус дошкольного детства, он признается важнейшим этапом государственного образования, не менее значимого, чем школьный этап. А это значит, что возрастет социальный статус самих детей, их семей, дошкольных образовательных учреждений, а также воспитателей — и по уровню профессиональной компетентности, по финансовому уровню. Нашла отражение в стандарте и государственная политика в части финансирования детства. В рамках реализации ФГОС дошкольного образования направлено в регионы и размещено на сайтах министерства образования РФ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10, с утвержденным Первым министром образования РФ Н.В.Третьяком 31 декабря 2013 года Планом действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где отмечена необходимость в проведении ряда мероприятий для обеспечения введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования: Создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО; создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО; создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО; создание финансово-экономического обеспечения ФГОС ДО; создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО. В Плане предусмотрены мероприятия по направлениям:
Распределена ответственность уровней федерального, регионального, уровень учредителя образовательного учреждения и уровень образовательного учреждения по каждому мероприятию. Исполняя указанные выше нормативные документы, Закон об образовании в Российской Федерации, управлением образования и городским методическим кабинетом проведена определенная работа. Управлением образования мэрии города Магадана проведена работа по реализации мероприятий в плане финансового обеспечения введения ФГОС в систему МДОУ: в адрес Министерства образования Магаданской области (Департамент образования) направлены материалы комплектования детьми дошкольного возраста муниципальных дошкольных образовательных учреждений; материалы по расчетам родительской платы за присмотр и уход за детьми, по обеспечению предметно-развивающей средой МДОУ. Управлением образования мэрии города Магадана и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в 2013 году начата подготовительная работа по постепенному переходу на внедрение ФГОС ДО в систему дошкольного образования, так с педагогическими и руководящими кадрами по введению ФГОС дошкольного образования проведено:
Процент информирования руководителей, заместителей руководителей по ВМР, педагогических работников по введению в систему образования нового законодательства составляет 100% . Об этом свидетельствуют данные мониторинга результатов подготовительной работы по реализации нового законодательства в области образования, по постепенному переходу к внедрению ФГОС ДО (январь 2014), полученные из дошкольных образовательных учреждений. Мониторинг показал, что в дошкольных образовательных учреждениях организована работа по постепенному переходу к внедрению ФГОС дошкольного образования, она представлена в трех блоках: подготовка нормативно-правовой базы учреждения по реализации нового законодательства; стартовые исследования ресурсов ДОУ; организация методической службы ДОУ по введению ФГОС. В части подготовки нормативно-правовой базы: внесение изменений в Уставы, должностные инструкции, подготовка положения о мониторинге. В 50% дошкольных образовательных учреждениях в стадии разработки новые редакции уставов дошкольных образовательных учреждений, должностные инструкции педагогического и административно-хозяйственного персонала; в тринадцати МДОУ созданы положения о мониторинге, в остальных в стадии разработки. В разделе «Организация методической службы ДОУ по введению ФГОС ДО» проведена работа: в МДОУ № 4 создана творческая группа по созданию плана перехода; в МДОУ №№ 15,20 вопросы ФГОС включены в годовые планы МДОУ; в МДОУ № 53 план рассчитан на 2014-2015 годы; План по переходу в МДОУ № 33 утвержден приказом по МДОУ; в МДОУ № 58 разработана и утверждена дорожная карта по постепенному переходу на ФГОС на 2013-2014 годы. В МДОУ № 60 (Шоленкова Л.А.) организована работа постоянно действующего практико-ориентированного семинара для педагогов по теме «Работаем по ФГОС» Администрация и педагоги всех МДОУ включили вопросы ФГОС в планы самообразования. На заседаниях городских методических объединений (руководители Черкасова Н.А., Склярова В.Н., Сидукова Л.В., Самойленко О.П.) обсуждаются вопросы постепенного внедрения ФГОС. В 2013-2014 учебном году управлением образования мэрии города Магадана, методическим кабинетом планируется 1. Повышение квалификации педагогических кадров в МО ГАУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических кадров. 2. Проведение семинара для руководителей дошкольных образовательных учреждений «Внедрение ФГОС дошкольного образования. Проблемы, перспективы»; 3. Проведение семинара для заместителей по ВМР «Организация работы методической службы по введению в образовательный процесс ФГОС дошкольного образования»; 4. Мониторинг результатов подготовительной работы МБДОУ г. Магадана по реализации нового законодательства по образованию и постепенному переходу к работе по ФГОС. 5. Обсуждение ФГОС ДО в работе совещаний с руководителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, методических объединений города Магадана. 6. Вопрос введения ФГОС ДО на коллегии управления образования. Для организации постепенного перехода на внедрение в работу МДОУ ФГОС ДО необходимо: Разработать организационно-управленческие решения (мы предлагаем разработать комплексный план управления образования по постепенному переходу МДОУ в режим работы по ФГОС ДО, регулирующие реализацию ФГОС дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях г. Магадана. Необходимо включить в этот план: работу над нормативно-правовыми документами, организацию методического сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников в условиях введения ФГОС дошкольного образования; обеспечения информационной открытости и доступности при введении ФГОС дошкольного образования в дошкольные образовательные учреждения города Магадана; определение пилотных дошкольных образовательных учреждений города Магадана с 01.09.2014 года и постепенный переход на внедрение ФГОС; проведение экспертизы условий, созданных в ДОУ г. Магадана в соответствии с требованиями ФГОС, определения перечня изменений в системе дошкольного образования для приведения ее в соответствие с ФГОС., в том числе создание условий для оперативной ликвидации профессиональных затруднений руководителей, заместителей заведующих по ВМР (старших воспитателей) ДОУ г. Магадана. В соответствие с Планом действий МОиН РФ по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта ДО в период 2014 года необходимо разработка сетевого плана – графика введения ФГОС; сбор информации от МДОУ, ознакомление с различными письмами МОиН РФ по ФГОС; с мая 2014 года необходимо иметь муниципальные программы, планы развития дошкольного образования с учетом результатов мониторинга. Управление образования мэрии города Магадана приступило к разработке плана о постепенном переходе к работе по ФГОС ДО в соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10, с утвержденным Первым министром образования РФ Н.В.Третьяком 31 декабря 2013 года Планом действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ведущий специалист – эксперт управления образования Полевая Н.Н. 24 февраля 2014
| |||
|