14:04
О постепенном внедрении ФГОС ДО в г. Магадане

 

О некоторых результатах в организации работы в МДОУ города

Магадана по реализации нового законодательства по образованию

и постепенному переходу к внедрению ФГОС ДО

В соответствии с приказом Министерства образования  и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» утвержден ФГОС ДО и признаны утратившими силу  приказы МОиН РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных  требований к структуре основной общеобразовательной программы  дошкольного образования» и от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных  требований к условиям реализации основной общеобразовательной  программы дошкольного образования».

Стандарт направлен на:

·         Повышение социального статуса дошкольного образования.

·         Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

·         Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.

·         сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

В соответствии с целями определены задачи ФГОС ДО, образовательные области,  по которым осуществляется развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с возрастом.

Установлены           требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования требования:

         Важным моментом в ФГОС ДО можно отметить выделенные требования Стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования, которые  представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

                    Какие произойдут        изменения в образовательном процессе  в связи с введением ФГОС ДО:

  • Объем обязательной части Программы  рекомендуется не  менее 60% от ее общего объема; а части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Было соответственно 80 и 20%.
  • В ФГОС выделено пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
  • Образовательная Программа ДОУ  предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

            В результате указанного выше изменяется социальный статус дошкольного детства, он признается  важнейшим этапом государственного образования, не менее значимого, чем школьный этап. А это значит, что возрастет социальный статус самих детей, их семей, дошкольных образовательных учреждений, а также воспитателей — и по уровню профессиональной компетентности, по финансовому уровню. Нашла отражение в стандарте и государственная политика в части финансирования детства.

    В рамках реализации ФГОС дошкольного образования направлено  в регионы и размещено на сайтах министерства образования РФ Письмо  Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10, с утвержденным Первым министром  образования РФ Н.В.Третьяком  31 декабря 2013 года Планом действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где отмечена необходимость в проведении ряда мероприятий  для обеспечения введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования:

Создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО; создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО; создание кадрового обеспечения  введения ФГОС ДО; создание финансово-экономического обеспечения ФГОС ДО; создание информационного обеспечения  введения ФГОС ДО.

    В Плане предусмотрены мероприятия  по направлениям:

  1. Нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ДО;
  2. Организационное обеспечение реализации ФГОС ДО;
  3. Кадровое обеспечение введения ФГОС;
  4. Финансовое обеспечение введения ФГОС;
  5. Информационное обеспечение введения ФГОС ДО.

   Распределена ответственность уровней федерального, регионального, уровень учредителя образовательного учреждения и уровень образовательного учреждения по каждому мероприятию.

    Исполняя указанные выше нормативные документы, Закон об образовании в Российской Федерации,  управлением образования и городским методическим кабинетом проведена определенная работа.

   Управлением образования мэрии города Магадана проведена работа по реализации мероприятий в плане финансового обеспечения введения ФГОС в систему МДОУ: в адрес Министерства образования  Магаданской области (Департамент образования) направлены материалы комплектования детьми дошкольного возраста муниципальных дошкольных образовательных учреждений; материалы по расчетам родительской платы за присмотр и уход за детьми, по обеспечению предметно-развивающей средой МДОУ.

Управлением образования мэрии города Магадана и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в 2013 году начата подготовительная работа по постепенному переходу на внедрение ФГОС ДО  в систему дошкольного образования, так с педагогическими и руководящими  кадрами по введению ФГОС дошкольного образования проведено:

  • Семинар-совещание для руководителей ГМО г. Магадана. Тема «Об организаторской роли руководителей ГМО по этапному введению в систему дошкольного образования нового законодательства»;
  •  Заседание ГМО «Школа управленческой деятельности вновь назначенных руководителей»;
  • Семинар для руководителей дошкольных образовательных учреждений г. Магадана. Тема «Мониторинг как метод управления качеством образования в дошкольном образовании»;
  • Семинар для заместителей заведующих по ВМР г. Магадана;
  • Проведены  месячные курсы для заместителей заведующих по ВМР ДОУ г. Магадана; модульные курсы для заместителей заведующих по ВМР ДОУ г. Магадана, модульные курсы для воспитателей ДОУ.

      Процент информирования руководителей, заместителей руководителей по ВМР, педагогических работников по введению в систему образования нового законодательства составляет 100% .

      Об этом  свидетельствуют  данные  мониторинга результатов подготовительной работы по реализации нового законодательства в области образования,   по постепенному переходу к внедрению ФГОС ДО (январь 2014), полученные из дошкольных образовательных учреждений.

    Мониторинг показал, что в дошкольных образовательных учреждениях организована работа по постепенному переходу к внедрению ФГОС дошкольного образования, она  представлена в  трех блоках: подготовка нормативно-правовой базы учреждения по реализации нового законодательства; стартовые исследования ресурсов  ДОУ; организация методической службы ДОУ по введению ФГОС.

     В части подготовки нормативно-правовой базы: внесение изменений в Уставы, должностные инструкции, подготовка положения о мониторинге.  В 50% дошкольных образовательных учреждениях в стадии разработки новые редакции уставов дошкольных образовательных учреждений, должностные инструкции педагогического и административно-хозяйственного персонала; в тринадцати МДОУ созданы положения о мониторинге, в остальных в стадии разработки.

        В разделе «Организация методической службы ДОУ по введению ФГОС ДО» проведена работа:  в МДОУ № 4 создана творческая группа по созданию плана перехода; в МДОУ №№ 15,20 вопросы ФГОС включены в годовые планы МДОУ; в МДОУ № 53  план рассчитан на 2014-2015 годы;

    План по переходу в МДОУ № 33 утвержден приказом по МДОУ; в МДОУ № 58  разработана и утверждена дорожная карта по постепенному  переходу на ФГОС на 2013-2014 годы. В МДОУ № 60 (Шоленкова Л.А.) организована работа постоянно действующего практико-ориентированного семинара для педагогов по теме «Работаем по ФГОС»

     Администрация и педагоги всех МДОУ  включили вопросы ФГОС в планы самообразования.

    На заседаниях городских методических объединений (руководители Черкасова Н.А., Склярова В.Н., Сидукова Л.В., Самойленко О.П.) обсуждаются вопросы постепенного внедрения ФГОС.

     В 2013-2014 учебном году управлением образования мэрии города Магадана, методическим кабинетом планируется

1.      Повышение квалификации педагогических кадров в МО ГАУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических кадров.

2.      Проведение семинара для руководителей дошкольных образовательных учреждений «Внедрение ФГОС дошкольного образования. Проблемы, перспективы»;

3.      Проведение семинара для заместителей по ВМР «Организация работы методической службы по введению в образовательный процесс ФГОС дошкольного образования»;

4.      Мониторинг результатов подготовительной работы МБДОУ г. Магадана по реализации нового законодательства по образованию и постепенному переходу к работе по ФГОС.

5.      Обсуждение ФГОС ДО  в  работе совещаний с руководителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, методических объединений города Магадана.

6.      Вопрос введения ФГОС ДО на коллегии управления образования.

    Для организации постепенного перехода на внедрение в работу МДОУ ФГОС ДО необходимо:

Разработать организационно-управленческие решения (мы предлагаем разработать комплексный план управления образования по постепенному переходу МДОУ в режим работы по ФГОС ДО, регулирующие реализацию ФГОС дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях г. Магадана.

Необходимо включить в этот план: работу над нормативно-правовыми документами, организацию методического сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников в условиях введения ФГОС дошкольного образования; обеспечения информационной открытости и доступности при введении ФГОС дошкольного образования в дошкольные образовательные учреждения города Магадана; определение пилотных дошкольных образовательных учреждений города Магадана с 01.09.2014 года и постепенный переход на внедрение ФГОС;   проведение  экспертизы условий, созданных в ДОУ г. Магадана  в соответствии с требованиями ФГОС, определения  перечня изменений в системе дошкольного образования для приведения ее в соответствие с ФГОС., в том числе создание условий для оперативной ликвидации профессиональных затруднений руководителей, заместителей заведующих по ВМР (старших воспитателей) ДОУ г. Магадана.

     В соответствие с Планом  действий МОиН РФ по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта  ДО в период 2014 года необходимо разработка сетевого плана – графика введения ФГОС; сбор информации от МДОУ,  ознакомление с различными письмами МОиН РФ по ФГОС; с мая 2014 года необходимо иметь муниципальные программы, планы  развития дошкольного образования с учетом результатов мониторинга.

Управление образования мэрии города Магадана приступило к разработке плана о постепенном переходе к работе по ФГОС ДО в соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10, с утвержденным Первым министром  образования РФ Н.В.Третьяком  31 декабря 2013 года Планом действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Ведущий специалист – эксперт

управления образования                                          Полевая Н.Н. 

24 февраля 2014

 

Федеральные документы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

 

Просмотров: 2155 | Добавил: karashuk | Теги: переход на ФГОС, результаты перехода на ФГОС, дошкольное образование | Рейтинг: 0.0/0